Хронология китайской мифологии
Вся китайская мифология охватывает период от 36 000 лет до сотворения Земли до примерно 2000 г. до н. э. Между тем, некоторые божества, в частности Басянь, как говорят, родились где-то между китайскими династиями Тан и Сун . Древний Китай видел только десять правителей за эти эпохи, причем самым долгим правителем был Паньгу.
Знаменитые китайские мифы и легенды
Китайская мифология — это множество различных, потрясающих историй со всего региона Большого Китая. Мифы служат средством объяснения природных явлений, дают представление о человеческой природе, объясняют географию или предупреждают о потенциальных опасностях. Каждый аспект мифа, от обстановки до персонажей, еще больше усиливает предполагаемое сообщение. В самых известных китайских мифах и легендах в центре внимания находятся фигуры, чьи добродетели возносят их до уровня национальных героев.
Самые известные китайские мифы и легенды передавались из поколения в поколение. Имена некоторых героев и героинь стали общеизвестными. Некоторые истории, например, легенда о Сунь Укуне, короле обезьян, стали известны во всем мире, в то время как другие мифы пока не достигли такой известности.
- Чанъэ, Хоу И и Нефритовый Кролик
- Нува спасает мир
- Паньгу и космическое яйцо
- Восемь Бессмертных и Король Драконов
- Легенда о Нэчже
- Легенда о Нюйве и Фу Си
- Лотосовый Фонарь
- Юй Великий Укрощает Великий потоп
Главные китайские мифы
Мифы, составляющие четыре великие китайские сказки, включают в себя:
- Леди Мэн Цзян
- Любители бабочек
- Легенда о Белой Змее
- Ткачиха и пастух
Вышеуказанные мифы являются одними из самых известных сказок, составляющих китайскую культуру. Однако они являются лишь небольшой выборкой блестящих мифов, встречающихся на протяжении всей китайской истории. Четыре великие сказки были выдвинуты на передний план и в центр между 1918 и 1926 годами во время Современного китайского фольклорного движения. С тех пор ученые со всего мира признали ценность Четырех великих сказок в более широкой китайской культуре.
Важные места в китайской мифологии
Не обязательно быть писателем, педагогом или творцом, чтобы знать, что обстановка является неотъемлемой частью повествования. При этом места в китайской мифологии предлагают бесценные сведения о древнекитайском понимании окружающего мира. От священных гор до мистических островов, места в китайских мифах считались реальными, доступными.
Несколько мест в мифологии считаются реальными. Подобно другим древним цивилизациям, места, находящиеся за пределами легкой досягаемости, интерпретировались как окутанные тайной; причудливые изображения, как правило, торжествуют над фактами. Однако, как и в любой другой мировой мифологии, китайская культура включает места, которые обычно доступны только при выполнении определенных условий (например, смерти). В настоящее время консенсус заключается в том, что китайцы верили в три основных космических сферы: Небеса, Землю и Подземный мир.
Боги и богини китайского пантеона
Китайская мифология полна выдающихся божеств, духов и потусторонних существ. Они появляются в мифах и китайской литературе, исполняя роли как героев, так и антагонистов. Многие истории на самом деле развеивают тайну о том, как некоторые боги становятся богами (например, история Чанъэ), тем самым достигая того, с чем многие мифологии борются, признавая, что божества также были в некоторой степени людьми.
Китайские боги и богини были известны своей силой, но не полной непобедимостью. Несмотря на свою божественную природу, их несколько раз победили. Большинство, если не все, китайские божества были бессмертными и вечно молодыми (если не указано иное). Именно бессмертие привело к вознесению нескольких ключевых божеств в пантеоне, наиболее известным из которых был Басянь.
Сангуан Дади
В китайской мифологии Сангуань Дади — три чиновника, назначенные Нефритовым Императором для управления Землей. Каждому был назначен свой участок Земли для надзора. В своих сферах они имеют полный контроль. Они следят за человечеством и своими владениями, отчитываясь перед Нефритовым Императором при необходимости.
В даосизме считается, что Сангуан Дади обладают огромной силой, во многом благодаря их судьбоподобной способности видеть продолжительность жизни всех смертных. Однако они отличались от Трех Чистых, которые были буквально воплощениями прошлого, настоящего и будущего. Сангуан Дади также были известны как Три Чиновника.
- Тянь Гуань (Правитель Небес)
- Ди Гуан (Правитель Земли)
- Шуй Гуань (Правитель Воды)
Мэншен
Мэншэнь — это два божества или духа, которые выступают в качестве стражей дверных проемов. Традиционно они защищают жильцов от демонов, злых духов и плохих предзнаменований. Каждый из них стоял по одну сторону традиционного входа с двойной дверью в жилище. После того, как эта практика стала популярной по всему Китаю, было добавлено третье божество, чтобы охранять заднюю дверь дома.
Изображения Мэншен можно найти как в частных жилищах, так и в храмах. Чаще всего их изображают рядом с устрашающими тиграми, которых описывают как их питомцев. Далеко не милые кошки, тигры, как говорят, питались телами злодеев, попавших в ловушку Мэншен. Можно с уверенностью сказать, что вторжение имело ужасные последствия.
- Юй Лэй
- Шен Ту
- Чжун Куй
Восемь Бессмертных
Восемь бессмертных — это восемь личностей, которые вознеслись к божественности после смерти. Теперь они не единственные, кто достиг бессмертия после встречи со смертью в истории Китая. Однако они наиболее готовы предложить помощь тем, кто ее ищет.
- Чжунли Цюань
- Хэ Сянгу
- Лу Дунбинь
- Чжан Го Лао
- Цао Гоцзю
- Хань Сян Цзы
- Лань Цайхэ
- Ли Тай Гуай
Три Чистых
В даосизме Три Чистых считаются тремя самыми могущественными божествами. Говорилось, что каждый из них мог манипулировать временем различными способами. Настолько, что считалось, что они воплощают прошлое, настоящее и будущее.
Даодэ Тяньцзунь считается воплощением великого философа Лао-цзы, и каждый Чистый считается физическим проявлением Дао. Обычно Три Чистых изображаются как пожилые мудрецы, восседающие на тронах; старейшим из них является Даодэ Тяньцзунь. Со своих божественных тронов каждый из них наблюдал за функционированием трех различных небес: Юй-Цин, Шан-Цин и Тай-Цин соответственно. Даосизм гласит, что было 36 небес (называемых тянь), которые были организованы в шесть отдельных уровней.
- Юаньши Тяньцзунь
- Линбао Тяньцзунь
- Даодэ Тяньцзунь
Сколько всего китайских богов
Существует более 200 китайских богов. В древней китайской культуре существовало преданное почитание богов, духов и предков. Таким образом, древняя китайская религия была широко политеистической, с различными регионами, имеющими свою собственную божественную иерархию и религиозные практики.
Главный бог Китая
Главным богом китайской народной религии является Нефритовый император. Однако Нефритовый император не всегда был верховным божеством китайского пантеона. На протяжении долгой истории китайской мифологии было по крайней мере два других верховных божества.
Первый из них, Шан Ди, был богом погоды и победы. Он был главным божеством во времена династии Шан в Древнем Китае. Юаньши Тяньцзунь впоследствии возвысился, где-то в эпоху династии Чжоу. Между тем, Нефритовый император стал верховным божеством во время правления Сун.
Также среди ученых и теологов было много дискуссий о существах, которые выше богов, таких как Будды — сущности, которые полностью просветлены и, таким образом, естественно выше любого вида божества. Часть этого дискурса исследуется в «Путешествии на Запад» , в котором Нефритовый император идет лицом к лицу с Буддой и значительно проигрывает.
Кто является самым могущественным существом в китайской мифологии
По большинству мнений, Нефритовый император — самое могущественное существо в китайской мифологии. Бог известен как главное божество пантеона, будучи единственным достаточно могущественным, чтобы одержать победу над злом. Однако с включением буддизма Гаутама Будда становится более могущественным существом, чем Нефритовый император.
Учитывая все обстоятельства, самым могущественным китайским богом является Нефритовый император. Будда и его воплощения обычно не считаются богами . Поскольку он лишен божественности, Будда не может быть самым могущественным китайским богом, но он считается самым могущественным существом.
Религиозные обряды и верования Древнего Китая
Религиозные практики и верования цивилизации долины Хуанхэ помогли сформировать раннюю китайскую культуру. Раннее обширное взаимодействие даосизма, конфуцианства, буддизма и народных верований сыграло значительную роль в развитии религиозных профилей древних китайцев. Маркеры древних народных верований сохранились в современных религиозных традициях, которые можно найти по всему Большому Китаю.
Фестивали
Праздники древнего Китая отмечались по китайскому лунному календарю. Фактически, хотя большая часть Китая сегодня придерживается григорианского календаря, все традиционные праздники, фестивали и торжества по-прежнему диктуются лунным календарем. Эти торжества приурочены к определенным дням или, учитывая Месяц духов, к определенному месяцу.
- Праздник весны/Китайский Новый год/Лунный Новый год (春節)
- Фестиваль Юань-Сяо/Фестиваль фонарей (元宵节)
- Фестиваль Короля обезьян (齊天大聖千秋)
- Фестиваль Цинмин (清明節)
- Фестиваль голодных призраков (中元节)
- Фестиваль лодок-драконов (端午節)
- Фестиваль Чунъян (重陽節)
- Праздник Циси (七夕)
- Фестиваль булочек Чеунг Чау (包山節)
- Праздник Луны (中秋節)
- Фестиваль Дунчжи (冬至)
Культы и мистерии в Древнем Китае
Религиозные культы имеют огромное социальное и политическое влияние во всех обществах, в которых они проявлялись. В религиозной традиции древних китайских обществ культы были как государственными, так и региональными коллективами. Некоторые даже выросли до такой степени, что приобрели достаточно военной мощи, чтобы угрожать правительственной структуре и национальной стабильности.
В древней китайской цивилизации теологические школы мысли обычно делились на даосизм, конфуцианство, буддизм и анимистические народные религии. Как утверждает Гомер Х. Дабс в « An Ancient Chinese Mystery Cult » в Harvard Theological Review 1942 года , не все верования рассматривали друг друга как равных. Это не умаляет их сотрудничества и влияния на более широкую китайскую религию.
Культы в Древнем Китае строились вокруг поклонения определенным могущественным божествам. Культ королевы-матери Запада, Сиванму, был особенно популярен, поскольку она была божеством, не имевшим четкого начала и очевидного конца. Ей молились о долголетии, плодородии и дожде, и она, по-видимому, пользовалась популярностью как богиня в даосских верованиях.
Жертвоприношения
Китайская народная религия имеет обширную, сложную историю с жертвоприношениями. Согласно самым ранним записям, доступным ученым, жертвоприношения восходят к династии Шан. Династия Шан имеет самые многочисленные свидетельства ритуальных жертвоприношений, особенно найденные на костях оракула . Это не означает, что более ранние культуры до династического правления не участвовали в жертвоприношениях; просто нет однозначного ответа.
Человеческие жертвоприношения были распространены во время династии Шан, где погребальные практики были обычным делом среди элиты Шан. Обычно совершались два типа человеческих жертвоприношений: те, кого хоронили в братских могилах с небольшим количеством погребального инвентаря или без него ( реншэн ), и те, кого приносили в жертву в качестве компаньонов умершего ( ренсюнь ). Те, кого приносили в жертву как реншэн, часто обезглавливали перед погребением, а их головы хоронили отдельно от тел. Щенков также часто приносили в жертву в захоронениях среднего класса Шан.
Перевод свидетельств с костей оракула подтверждает, что домашний скот, такой как быки и овцы, был фаворитом жертвоприношения. Довольно интересно, что прорицателям часто поручали спрашивать духов, какую жертву они предпочитают, когда им предоставлялся выбор. В конце концов, жертвоприношения обеспечивали умиротворение. Конечно, нужно было бы знать, насытят ли принесенные в жертву овцы сущность, у которой они ищут руководства.
Наиболее распространенные жертвоприношения, подробно описанные в китайской мифологии, — это жертвоприношения едой, которые особенно выделяются на Фестивале голодных духов, Фестивале Чунъян и Фестивале Цинмин. Жертвоприношения едой являются исключительными для почитания предков. Традиционные продукты и блюда, которые были любимы покойными, являются популярными подношениями. Наряду с жертвоприношениями едой также обычно сжигают благовония (альтернативно ладан).
Герои и легендарные личности китайских легенд
В китайской мифологии герои – и героини – встречаются во многих важных мифах. Они узнаваемы по выдающимся чертам, которые стали их определять. Черты, которые воплощают легендарные герои, по-прежнему отражены в современных китайских культурных ценностях . Эти ценности влияют на все: от межличностных отношений до внешней политики.
Наиболее знаковыми героями китайской мифологии являются те люди, которые являются образцами морали. Черты, которые соответствуют конфуцианским восьми добродетелям (верность, сыновняя почтительность, доброжелательность, любовь, честность, справедливость, гармония и мир), часто встречаются у китайских героев прошлого. Четыре основных принципа (пристойность, честность, праведность и стыд) также фигурируют в различных мифах и легендах.
- Цанцзе
- Чию
- Фу Си и Нюйва
- Пистолет
- Хоу Цзи
- Хоу И
- Хуа Мулан
- Цзи Гун (Даоцзи)
- Вэньшу (Бодхисаттва Манджушри)
- Юэ Фэй
Дополнительные легендарные фигуры в китайских мифах и легендах включают легендарных императоров Ди Цзюня и Да Юя. Эти императоры фигурируют в важных мифах, таких как история происхождения солнца и основания династии Ся.
Три государя и пять императоров
Три государя и пять императоров правили во времена до династии Ся. Поскольку мы даже не уверены, что Ся существовала, маловероятно, что эти мифологические фигуры ходили по земле. Тем не менее, они являются важнейшими аспектами китайской мифологии и объясняют состояние мира, каким его знал китайский народ.
Древние мифы рассказывают о Трех Властителях – мифологических правителях, которые были либо полубогами, либо обожествленными царями – которые правили в периоды мира. Говорят, что они также обладали великой божественной силой, очевидно, доступной через Дао. Различные источники называют Властителями разных существ. В то время как Фу Си, Нюйва и Шэньнун часто считаются Тремя Властителями. Все потенциальные Властители ниже включают:
- Земной Властелин
- Фу Си
- Гонг Гонг
- Небесный Владыка
- Человеческий Суверен
- Нува
- Шэньнун
- Суйрен
- Желтый император
- Чжуронг
Помимо Трех монархов, существуют также мифы о Пяти императорах. Эти мифологические персонажи упоминались как внесшие большой вклад в общество. Опять же, в источниках есть противоречия относительно того, кто именно считался одним из Пяти императоров. Все потенциальные варианты включают:
- Император Ку
- Император Яо
- Цзинь Тянь
- Шун
- Император Янь
- Желтый император
- Чжуаньсюй
Герои эпохи Троецарствия
Не было героев, которые бы так фанатично обсуждались и препарировались по всему миру, как герои периода Троецарствия Китая. Различные литературные и медиа-материалы, выпущенные за эти годы, представляли героев Троецарствия, и самым последним дополнением стала видеоигра Wo Long: Fallen Dynasty .
Эпоха Троецарствия исторически имела место между 222 и 280 годами н. э. Вслед за Восточной династией Хань возникли династические государства Цао Вэй, Шу Хань и Восточное У. Хотя позже они были поглощены Западной династией Цзинь и просуществовали менее 60 лет, Троецарствие оставило неизгладимое впечатление на китайский народ. События периода Троецарствия были увековечены в знаменитом романе « Троецарствие» Ло Гуаньчжуна.
- Гуань Юй
- Лю Бэй
- Чжан Фэй
- Цао Цао
- Чжугэ Лян
- Сунь Цюань
- Цзо Ци
- Лу Бу
Кто самый известный китайский герой
Самый известный китайский герой — Юэ Фэй, легендарный генерал, ставший национальным героем во времена династии Сун. Герои в китайской культуре часто рассматриваются как вершина моральной порядочности. Действительно, китайские герои древних времен были наделены определенными добродетелями — настолько, что многие из них превратились в воплощения этих черт.
Юэ Фэй, также известный под своим учтивым именем Пэнцзюй, возглавлял армию Сун в войнах Цзинь-Сун (1125-1234 гг. н. э.). Спустя двадцать один год после его смерти в его честь были возведены храм и мавзолей в Ханчжоу. Он является синонимом верности; таким образом подчеркиваются посмертные почести, и Юэ получил титул Уму («Воинственный и суровый»). Если этого недостаточно, чтобы убедить вас в преданности этого человека, легенды говорят, что у него также была довольно больная татуировка на спине с надписью «служить стране с максимальной преданностью» (盡忠報國).
Мифологические существа в китайской мифологии
Мифические существа являются одними из самых известных аспектов китайских легенд. Некоторые из них благоприятны в своем существовании, и их присутствия достаточно, чтобы принести удачу. Другие процветали в хаосе и действовали как предвестники. Наиболее известные мифологические существа, встречающиеся в китайских народных верованиях:
- АО
- Би Си
- Дапэн
- Дай
- Фэнхуан
- Хули цзин
- Хусянь
- Джин Чан
- Цзютоу Няо
- Куй
- Лонгма
- Пиксиу
- Цилинь
- Сыны Дракона*
- Собака Фу
- Сиечжи
- Чжулун
*Сыны Дракона — девять мифологических потомков легендарного Короля Драконов; в их число входят драконы Бьян, Биси, Чаофэн, Чивэнь, Пу Лао, Цюнью, Суаньни, Сиси и Яцзы.
Четыре небесных животных и пять небесных зверей
Четыре небесных животных и пять небесных зверей — это небесные мифические существа, которые появляются преимущественно в китайской мифологии. Пять небесных зверей расширяют Четыре небесных животных, добавляя одного к центральной точке: Желтого дракона.
Китайские небесные животные встречаются в созвездиях китайской астрономии. Они связаны с четырьмя основными направлениями и имеют свои собственные символические цвета. Четыре небесных животного также известны как «Четыре благоприятных зверя». Обычно эти мифические существа встречаются в принципах фэн-шуй.
- Байху (Белый тигр Запада)
- Цинлун (Лазурный дракон Востока)
- Жукэ (Красная птица юга)
- Сюаньу (Черная черепаха Севера)
- Цилинь (Желтый Дракон Центра)
Монстры китайской мифологии
Монстры китайских мифов — одни из самых пугающих существ, которые когда-либо встречались в мировых мифологиях. Хотя многие из них выглядят как неупокоенные призраки и духи тех, кто умер насильственной смертью, другие — настоящие чудовища. О, есть еще и вампиры!
В китайской мифологии монстры были средством объяснения пугающего, неизвестного и необъяснимого. Они также были средством для дальнейшего развития философских и теологических доктрин, например, предлагая заглянуть в загробную жизнь.
- Ба Цзяо Гуй
- Бай Зе
- Баше
- Ди Фу Лин
- Дяо Си Гуй
- Фэн
- Гуэй
- Гуй По
- Хуодоу
- Цзянши
- Могуи
- Нан Гуй
- Нянь
- Ну Гуй
- Шен
- Шуй Гуй
- Четыре опасности*
- Яогуй
- Ю Хун Йе Гуй
*Четыре опасности — это Хундунь, Таоте, Цюнци и Таоу; они злобны и находятся в прямой оппозиции к Четырем благоприятным зверям.
Легендарные предметы из китайской мифологии
Легендарные предметы из китайской мифологии добавляют много к ее и без того богатому знанию. Они повышают ставки в любом противостоянии и могут переломить ход войны в одно мгновение. Однако не все мифические артефакты являются оружием. Например, персики бессмертия даруют долгую жизнь тем, кто их съест, а чай забвения позволяет духам перевоплотиться с чистого листа.
Многие предметы более подробно описаны в великих литературных произведениях, таких как «Инвеститура богов» и «Путешествие на Запад» . Учитывая абсолютные высоты, на которые был поднят период Троецарствия благодаря « Троецарствию» , некоторые из оружий этих героев также есть в нашем списке. Теперь, прежде чем мы перейдем к этому, обратите внимание, что тонна легендарных артефактов из китайской мифологии принадлежит либо Лао-цзы, либо Сунь Укуну, либо Нэчже. Знаете, молодой бог-воин имел некоторую репутацию накопителя, так что это неудивительно, на самом деле.
- Чай забвения с пятью вкусами
- Фэншэнь Бан Цзян Цзыи
- Армиллярный пояс Нэчжи
- Сумка из леопардовой кожи Нэчжи
- Персики бессмертия
- Топор Пангу
- Бацзяо Шань принцессы железного веера
- Да Шэнь Бянь
- Веревка для связывания дракона
- Золотая чаша изначального хаоса
- Гуань Дао
- Хохуань Бу горы Куньлунь
- Лотосовый Фонарь
- Жемчужины, успокаивающие океан
- Шаньхэ Шеджи Ту из Нюйвы
- Кувыркающееся облако Сунь Укуна
- Дерево семи сокровищ
- Двойные мечи Лю Бэя
- Колеса Огня и Ветра
- Xirang (Разбухающая Земля)
Древнекитайская мифология. Художественное произведение
Неудивительно, что системы верований в рамках культуры значительно повлияли на созданное искусство. Подобно художественным традициям западного мира, религия оказала сильное влияние на литературу, искусство и архитектуру в древнем Китае. Звери хребта являются основным элементом в Запретном городе Пекина, в то время как более четкое китайское мифологическое искусство можно найти в таких картинах, как « Праздник персиков королевы-матери Запада» .
Самым ранним искусством, возникшим в культурах цивилизации долины Хуанхэ, были артефакты из камня и различных керамических изделий. Фактически, старейшим произведением китайского искусства является 13500-летняя фигурка птицы , сделанная из почерневшей кости. Бронзовый век был в самом разгаре во времена династии Шан, когда появилось мастерство создания изысканных металлических изделий, таких как этот ритуальный ху и другие.
Театр китайской мифологии
Китайский театр имеет обширную историю, насчитывающую тысячи лет. Большинство представлений музыкально богаты, что отражено в xiqu , или традиционной китайской опере. Хотя китайский театр является неотъемлемой частью церемоний и поклонения, он не развивался полностью в том виде, в котором мы его знаем, до 12 века н. э.
В начале своего существования театральные представления ставились для того, чтобы угодить богам. Были шаманские представления, танцы для дождя и представления в честь побед в битве. Позже театр превратился в развлечение: сначала для знати, затем для простого человека. По мере развития китайского театра развивались и сообщения, которые он пытался передать. То, что когда-то использовалось исключительно для молитв, стало средством удовольствия, поскольку комедии, трагедии и драмы стали популярнее.
Регионы по всему Большому Китаю имеют уникальные оперные формы. Вариации можно найти в музыке , подаче, костюмах и других стилистических подходах театра. Несколько оперных традиций, которые достигли национальной известности, включают пекинскую оперу, оперу Хэнань, оперу Юэ, оперу Хуанмэй и оперу Пинцзю. Ритуальная опера Шэ Си ставится специально для того, чтобы почтить богов, будь то во время фестивалей, праздников или божественных дней рождения, воспроизводя определенные известные мифы.